+7 (911) 238-34-94, +7 (921) 392-37-70
bestiffany@mail.ru




Свет мой ясный. Многое о стиле Тиффани (Tiffany) и не только ....

29.05.2005

Начиная разговор об освещении, трудно избежать банальностей. В голову приходит прописная истина, что человек - создание дневное, поэтому в большинстве случаев он взаимодействует со светом, а не укрывается от него. Вторая банальность касается созерцания пламени (отсюда особенности камерного освещения). И третья - что каждый, в принципе, примерно представляет, как и чем освещать свое жилище...

Свеча горела на столе...

 

С

амым первым источником искусственного света был очаг. Таким образом, первоначально жилое помещение освещалось одним источником, находящимся в центре. Необходимость в дополнительном боковом освещении возникла одновременно с потребностью человека самовыражаться в наскальных росписях. В работе ему помогал факел, который устанавливался в щели между камнями. В Средние века для укрепления факела на плоскости стены стали применяться кованые зажимы. Именно это нехитрое устройство послужило прообразом бра.

Лампа в стиле В Греции и Риме были широко распространены напольные светильники, состоящие из треножника и чаши с горючим веществом (нередко с ароматическими добавками). Более поздняя модификация этого светильника - канделябр. В отличие от треножника, он имел единственную опору, широкую у основания. В разных культурах один и тот же светильник мог называться по-разному. Например, шандалом у персов или менорой у иудеев.

Другой осветительный прибор, известный с тех времен, - лампадарий. Как и канделябр, он был стационарным. Подвесные светильники назывались лампионами и лампадами и представляли собой одну или несколько овальных чаш, прикрепляемых к потолочным балкам или консолям. В чаши наливалось масло, животный жир или нефть. В горючую жидкость опускался скрученный из растительных волокон фитиль.

Появление свечи явилось серьезным прорывом в области создания новых видов светильников. Она была во многом удобнее всех остальных устройств - не так коптила, оказалась существенно более экономичной и простой в производстве. Изготавливалась вначале из животного жира, а затем из пчелиного воска с фитилем из тростника. Позже фитиль стали делать из хлопковых или конопляных волокон. Свеча породила целую плеяду светильников. Канделябр стал изящной ветвистой конструкцией. В конце XVII века окончательно сформировалась люстра. Дворцовые люстры на сотни свечей озаряли огромные залы для балов. В простенках между окнами столь же ярко пылали бра. Коридоры освещались вычурными канделябрами. Все они отражались в многочисленных зеркалах и их позолоченных рамах. Гасились свечи металлическими колпачками на длинных рукоятках. Люстра состояла из массивного металлического каркаса и большого количества подвесок из стекла (прозрачного или цветного) или природных камней. Весить она могла около тонны. Чтобы опустить такую конструкцию, зажечь свечи, а затем все это поднять, требовался мощный механизм.

Пришедшая вслед за этим эра керосина подарила нам хит в виде лампы "летучая мышь". Дизайн керосиновых светильников был достаточно изыскан (стоит только вспомнить знаменитые настольные светильники Тиффани). До сих пор эти не очень практичные, но безотказные в дачном быту лампы ассоциируются с эпохой декаданса. А упомянутая выше "летучая мышь" многократно использовалась дизайнерами для создания новых разновидностей светильников в индустриальном стиле. Такое решение хорошо смотрится на кухнях и в детских. А многочисленные перепевы настольных ламп и ночников эпохи модерн по сю пору прекрасно дополняют интерьеры спален и кабинетов.

Скромные труженики - газовые фонари совершили настоящую революцию в уличном освещении. Интерьерная их разновидность, газовые рожки, мирно уживалась с керосиновыми лампами. И те и другие отчаянно коптили и не были, что называется, экологически чистыми. Наверное, именно поэтому стоило придумать электричество.

Выводы

Электричество привычно и обыденно. Электрических светильников великое множество. Разнообразие их форм и материалов просто невероятно. Подробнее мы поговорим о них позже. А пока просто хотелось бы подытожить все вышеизложенное.

В примитивных жилищах первобытного человека существовало как естественное, так и искусственное освещение. Естественное подразделялось на верхнее (дымоход) и боковое (входное отверстие). Искусственное было центральным (очаг) и боковым (факел).

Начиная с бронзового века и заканчивая эпохой Римской империи, количество источников естественного света меняется. Добавляются оконные проемы, которые на тот период были чисто функциональными. Эти источники света и аэрации представляли собой бойницеобразные отверстия, выходящие, как правило, во внутренний дворик. Верхний свет оформляется отверстием-опейоном, имеющим, помимо утилитарного, декоративное значение. Увеличивается число источников искусственного света. Они делятся на подвесные (хорос, паникадило), боковые (лампадарий, канделабрум), переносные (лампион). В качестве горючих жидкостей используются различные масла (в том числе ароматические), а также нефть (чаще для наружного освещения и маяков). В общем, режиссура света становится намного сложнее, что можно связать, во-первых, с усложнением интерьеров жилых, культовых и общественных сооружений, а во-вторых, с появлением эстетических требований к самим светильникам.

Средние века, готика, романтика, ренессанс, барокко и классицизм породили целую плеяду форм и способов заполнения оконных проемов. Окна становятся украшением фасада, обрастают богатым декором. Они уже не являются сезонными источниками естественного света, которые в холодную пору закрываются глухими рамами. Начиная с эпохи поздней готики, возникают дополнительные ряды окон, что связано с конструктивными особенностями сооружений. В частности, высокие большепролетные готические залы освещаются двойными рядами окон. Разнообразное, ритмически организованное их расположение порождает поразительные световые эффекты, что становится важной чертой стиля. В эпоху ренессанса сформировывается и такой тип естественного освещения, как световой фонарь.

Основные источники искусственного света оставались прежними, с небольшой поправкой на размер и форму светоносителя (свечи). Дизайн делается более изысканным, применяемые материалы поражают своим количеством и разнообразием (металлы и сплавы, стекло, природный камень). Принцип расположения светильников в помещениях также существенно не изменился. В больших залах верхний свет (люстра) дополняется опоясывающим рядом боковых светильников (бра). Коридоры и галереи освещаются боковыми источниками (бра) и центральным рядом напольных (канделябры). В приватной зоне (спальня, кабинет) используются все вышеперечисленные типы светильников плюс переносные (подсвечники).

Конец XIX и начало XX веков обогатили архитектуру свободой использования искусственного света. Окна-витрины, боковые витражи, сплошное остекление фасадов не отменили, однако, исторически сложившихся типов естественного освещения. Вполне возможно, что в этой области сказано все. Бурное архитектурное творчество конца XX и начала XXI веков не ознаменовалось изобретением чего-либо нового. Умелое сочетание исторически сложившихся форм с новыми материалами и технологиями порождает удивительные по своеобразию объекты. Естественное освещение используется в них очень активно. Большое распространение получили верхний свет и световые фонари. Искусственное освещение, несмотря на преимущественно электрическую природу, делится все на те же основные группы: верхнее, нижнее, боковое. Его дополняют и разнообразят хорошо известные точечные лампочки, позволяющие равномерно озарять помещение и создавать причудливые световые композиции. Скрытые источники, подсветка мебели и предметов интерьера служат для создания дополнительных эффектов. Скажем, позволяют расширить или, наоборот, сузить пространство, визуально изменить его геометрию, расставить акценты.

Практикум

В этом коротком разделе мы не сможем разработать детально, но хотя бы затронем тему использования архаичных и стилизованных светильников в интерьере.

Верхние светильники (люстры) стоит подбирать в соответствии со стилем помещения. Можно, безусловно, допустить и некоторую эклектичность, но первое, к чему хочется призвать, - осторожность и длительное обдумывание при выборе. К примеру, обильно украшенная хрусталем люстра, повешенная в необставленной комнате, способна неожиданно для вас повернуть первоначальный прогрессивный замысел в сторону диванно-"стеночной" композиции. Массивная конструкция в средневековом стиле потребует аксессуарной поддержки, которая может зрительно сузить пространство. Затейливая стилизация под модерн станет либо дружественным "членом семьи", либо капризным оппонентом мебели в минималистском стиле (все зависит от цвета и размера светильника). Поэтому посоветуем избирать бронзу и хрусталь лишь в случае, если вы видите свою гостиную в классическом духе. Такая люстра будет хороша в обрамлении декоративной лепнины или ее имитации (розетка, карнизы) и светлой мебели с круглыми спинками и гнутыми ножками. Главное - не перенасыщать зал предметами и избирать по возможности светлые тона обивки. Люстра с хрустальными подвесками, которые не закрывают ажурный рисунок каркаса, не так привередлива. Она "стерпит" и темную мебель, и натуральное дерево, и полупрозрачные драпировки на окнах. Кованое творение с лампами, имитирующими свечи, хорошо смотрится в загородном доме, а интерпретация "летучей мыши" в стиле high-tech - на кухне и в детской. Спальня требует рассеянного света ночников с тканевыми абажурами. Как уже было сказано, здесь чрезвычайно комфортно чувствует себя модерн.

Теперь относительно самих архаических светильников. Подсвечники вписываются в какой угодно интерьер, даже в том случае, если свечи в них зажигаются лишь в двунадесятые праздники. Форм подсвечников такое великое множество, что подобрать парочку-другую для интерьера в любом стиле совсем несложно. Не сомневайтесь, они вам обязательно пригодятся. Масляные светильники менее популярны. Но вы наверняка сталкивались в магазинах с хрупкими, почти эфемерными творениями чешских стеклодувов. В прозрачный резервуар наливается прозрачное (или цветное) масло, в котором плавает фитиль. Такие предметы хорошо кому-нибудь подарить. Полюбоваться вместе на дрожание синеватого пламени на кончике фитиля и хорошенько подумать, нужно ли это вам. Еще один вид масляного светильника - ароматическая лампа. И горит, и источает целительный аромат, и будит в памяти что-то трогательно-печальное из раздела подсознательного. Но это нравится далеко не всем, да и к освещению имеет не прямое отношение.

По материалам журнала "Дизайн от А до Я"

0
Итого: 0 0.00 руб.
Нет выбранных товаров!