+7 (911) 238-34-94, +7 (921) 392-37-70
bestiffany@mail.ru




Виды витражей

21.04.2010

Узорчатые витражи изготавливаются из фрагментов бесцветного, полностью прозрачного стекла, имеющего фактурную узорчатую поверхность, по заранее заготовленному рисунку будущего узора или геометрического орнамента. Благодаря особой технике подбора стекол с различающейся фактурой удается добиться создания довольно привлекательных узоров. Если же в узорчатых витражах применяется стекло с одинаковой фактурой, то неповторимый орнамент или рисунок можно получить благодаря различному расположению самих стеклянных деталей. В создании узора таких витражей особая роль отводится контурам свинцового обрамления и исходной геометрии и размерам отдельных стеклянных фрагментов.

Контурные витражи (они же силуэтные витражи) - составляются из стеклянных элементов в форме шайбы или дисков, напоминающих днище обычных стеклянных бутылок из-под «Боржоми». Эти шайбочки, как правило, бывают однотонными, иногда используются зеленоватые оттенки бесцветного стекла. Кругляшки укладываются в одной горизонтальной плоскости, пространство между ними заполняют кусочками стекла соответствующей формы, вся конструкция прочно скрепляется свинцовой жилкой.

Мозаичные витражи- создаются из цветных кусочков стекла и могут быть в виде геометрических и растительных орнаментов или коврового узора. Довольно часто для изготовления мозаичных витражей используется готовая инкрустация из литых стекольных розеток. Процесс изготовления мозаичных витражей очень трудоемкий и требует от мастера хорошо развитого пространственного чувства, представлений о цвете и свете, умения подбирать стекла соответствующих цветов и оттенков. Наряду с этим мастер должен виртуозно владеть техникой резки и обработки стекла, скрепления свинцовых жилок.

Поверхность витражей может быть обработана различными способами. Наиболее популярны декоративные виды обработки, выполняемые:

  • Пескоструйным способом. Выполняется при помощи набора трафаретов и с использованием специального аппарата. Этот способ позволяет получать любые изображения, в том числе рисунки, рельефы, силуэты и надписи, которые соответствуют заданному трафарету. Они могут быть матовыми на прозрачном фоне, прозрачными на матовом фоне, могут иметь матированный фон и штриховой рисунок различной интенсивности. Причем необработанные части поверхности могут сами составить рисунок в виде прозрачных нематированных просветов, образуя ленты, розетки, различные абстрактные вкрапления. Данному способу декоративной обработки поверхности витражей подвергается, как правило, бесцветное стекло.
  • Гравированием. Для данного способа используются медные и абразивные диски. На прозрачных или бесцветных стеклах, а также многослойных стеклах с их помощью можно наносить любые изображения, картины и рисунки, результат всегда превосходный.
  • Отливкой или прессованием витражей. Применяется для обработки витражей сравнительно небольших размеров, имеющих армирование свинцовой или медной пайкой. Полученные рельефы или барельефы из цельного стекла, а также отдельных кусков стекла, используются, как правило, для заполнения дверных филенок.
  • Цветным протравливанием или травлением химическими веществами. Травлением принято называть особую технику, основанную на способности плавиковой кислоты вступать в реакцию с главным компонентом стекла - диоксидом кремния, в результате чего стекло начинает разрушаться. Использование защитных трафаретов позволяет получить рисунки любой сложности и заданной глубины. Применяется также многослойное травление - обработка стекла специальными составами в несколько этапов, при котором достигается постепенное протравливание стекла на разную глубину, поэтапное снятие защитного слоя лака или постепенное его нанесение. Благодаря этой методике на стекле получается объемный, рельефный рисунок, чего нельзя добиться просто при шлифовке поверхности абразивами. Наиболее простым и доступным способом травления, не требующим повторного снятия или нанесения лака, является нанесение матового трафаретного рисунка, выполняемого в один прием. В результате получаем травленый витраж - группу стекол (филенок), которые выполнены в одной технической манере, относящейся к химическому травлению и объединенной общим композиционным и смысловым замыслом и помещаемых внутрь рамных секций.

    Живописные витражи - составляются из кусочков цветного стекла, расписываются керамическими красками, затем подвергаются обжигу. После процесса обжига, краски на стеклянной картине спекаются со стеклом, происходит их диффузия. Правда, любая живопись на стекле, выполненная спекающимися красками, по многим параметрам уступает светопроницаемым витражам, выполненным из цветных стекол и окрашенных в процессе изготовления, например, по чистоте и яркости цветов. Кроме того, после обжига на стекле остается тончайший слой пленки вроде патины, который образуется в результате окисления металлических поверхностей. Живописные витражи бывают или сюжетными или орнаментальными, однако большей частью представляют комбинацию этих видов. Зеркальные стекла с полированной поверхностью для этих целей почти непригодны, так как на них плохо ложится краска.

    Витражи диапозитивы - могут выполняться с использованием фотографической техники, фотопечати на стекле или методом фототравления. Витражи-диапозитивы используются при остеклении небольших проемов торгово-выставочных павильонов, витрин. Следует отметить, что фотопечать на стекле и метод фототравления стали использоваться в технологиях изготовления витражей относительно недавно.

    Комбинированные витражи - представляют собой сочетание витражей, выполненных в различных видах и стилях. Как следует из названия, в процессе изготовления комбинированных витражей применяются уже готовые элементы. Это могут быть литые стеклянные розетки, многослойное стекло, подвергнутое обработке травлением кислотами или механическим шлифованием.

    Мозаичный витраж - это разновидность наборного витража, имеющего, как правило, геометрическое построение в виде орнамента. Внешне напоминает мозаику из одинаковых по размеру элементов смальты. Ингода мозаичный набор используется как фон, но нередко применяется самостоятельно, создавая сплошное ковровое перекрытие пространства окон. В качестве готовых модулей для мозаичного набора зачастую используются формованные фигурные детали, имеющие сложный рельеф, шлифованные вставки, кабошоны и др.

    Узор "Мороз" - такая фактура получается на стекле при нанесении столярного клея, желатина или иной аналогичной субстанции на заранее обработанную пескоструйным методом поверхность, которую специально протравили, затерли абразивом и процарапали. Данная техника основана на свойстве адгезивных материалов уменьшаться в объеме при высыхании. Используемый при этом горячий клей равномерно заполняет все трещины и шероховатости поверхности стекла, по мере высыхания он начинает сжиматься, выдирая за собой тонкие чешуйчатые пластинки стекла. Получаемая таким образом фактура стекла своим рисунком очень напоминает морозные узоры на окнах.

    Наборный витраж - является одним из простейших видов витража. Он, как правило, не имеет росписи и обычно составляется на наборном столе из кусочков заранее нарезанного стекла.

    Расписной витраж - вид витража, в котором все стекла имеют роспись, независимо от того, использовано ли при этом цельное стекло для написания картины или она собрана из уже расписанных фрагментов. Для придания блеска допускаются незначительные вкрапления мелких осколков граненого и прессованного стекла.

    Свинцово-паечный (паечный) витраж - разновидность классической витражной техники, появившейся еще в средние века и послужившей основой для всех современных техник изготовления витражей. Он собирается из кусочков стекла в свинцовой оправе, стыки запаиваются. При этом стекла могут быть как цветными, так и расписанными краской, могут также применяться легкоплавкое стекло и окислы металлов, которые после обжига в специальных печах прочно вплавляются в стеклянную основу, образуя с ней единое целое.

    Фацетный витраж - выполняется из особого приготовленного стекла со снятой по всему периметру фаской. Также могут использоваться объемные, шлифованные или полированные стекла, имеющие огранку. Для получения широкой фаски, усиливающей эффект от преломления света и игры отраженного света, используется более толстое стекло, соответственно увеличивается вес самой витражной конструкции. По этой причине готовые фацетированные элементы и блоки вставляются в более прочную металлическую оправу из латуни или меди. Подобные витражи, как правило, размещаются в дверцах мебели или межкомнатных дверях. Оправа из латуни или меди позволяет выдержать многократные нагрузки открывания/закрывания, чего нельзя обеспечить при использовании свинца, который обычно «провисает». Кроме того, благородный золотистый оттенок оправы из меди или латуни дополнительно придаст роскошный вид предметам, которые будут видны не только в просвете витража, но и в отраженном свете, что очень важно в мебельных витражах.

    Кабошон - представляет собой рельефную фигурную вставку в витраже. Она, как правило, прозрачная и своим внешним видом по форме напоминает каплю воды или стеклянную пуговицу, может быть прессованной или отлитой (моллированной) в специальную форму. Витражные кабошоны нередко имеют форму полусферы или слегка приплюснутой полусферы, оснащены бортиком для крепления в оправе.

    Нацвет - так называется тонкий слой цветного стекла, нанесенный на более толстое, обычно бесцветное стекло в цельном изделии. Нацвет выполнятся в процессе "горячего" формования. Удивительный эффект достигается при снятии этого слоя методом гравировки, пескоструйной обработки или травления. При этом получается очень контрастный, силуэтный рисунок, как правило, белый на цветном фоне или инверсно.

    Оправа, оплетка, протяжка, шинка, профиль - все эти термины используются для профессионального обозначения оправы, в которые вставляются фигурные детали стекла, составляющие витраж. Традиционно в качестве оправы для витражей использовался свинец. Уже в XVI веке для изготовления свинцового профиля были изобретены вальцы, которые повысили качество изделий и существенно ускорили процесс сборки витражей. С тех самых пор протяжка создается путем проката через механические вальцы отлитых заранее в металлическую или деревянную форму свинцовых заготовок.

    Рюмочная плитка - так называется особая декоративная деталь в форме плоского круга с искусственными неровностями в стекле, которые образуются от вращения стеклянной заготовки в процессе изготовления. Такие детали специально изготавливаются для сборки витражей. Примечательно, что данная технология используется при изготовлении обычных рюмочных плиток, иногда называемых пятаками - круглых подставок на ножке рюмке, на которых она стоит. Собственно, внешне часть ножки рюмки и рюмочная плитка как деталь витража ничем друг от друга не отличаются.

    Транспарант (транспарентное стекло) - все виды прозрачного, просвечивающегося стекла. Другое название - прозрачная живопись на стекле, которая воспринимается на просвет. Транспарантная живопись осуществляется безобжиговыми составами, например, с использованием пигмента и какого-либо связующего вещества, живопись темперной или масляной краской, как правило, по матовому стеклу. Транспарантная живопись получила особое распространение в России в эпоху появления моды на витражи. Другая причина - довольно простая технология исполнения, если сравнивать ее с методами живописи стекольными красками с последующим обжигом.

    Шебеке или панджара - оконный переплет с разноцветными стеклами в виде ажурной решетки, который вырезается, как правило, из дерева или камня.

    Эрклез - представляет собой декоративную вставку в тело витража в виде небольшого элемента из более толстого стекла, поверхность которой состоит из нескольких сколотых граней. Обычно такие вставки вытачиваются по шаблону из стекла, затем обрабатываются специально заточенным инструментом. В этих «сколотых» поверхностях свет искрится подобно драгоценным камням.

    Назначение витражей дольно разнообразно. Они успели стать не только элементом декоративного украшения зданий и сооружений, но и обрели утилитарное назначение: заменяют дверные филенки и оконные стекла, хорошо пропускают дневной свет, дают при этом возможность скрыться от посторонних глаз.

  • 0
    Итого: 0 0.00 руб.
    Нет выбранных товаров!