+7 (911) 238-34-94, +7 (921) 392-37-70
bestiffany@mail.ru




Коллекция витражей XV-XX веков

21.04.2010

Германия долгое время сохраняла готические традиции в витражах. Однако, в начале XVI века, под влиянием Альбрехта Дюрера и Ганса Гольбейна Младшего, витражисты перешли к ренессансному стилю. К наиболее ранним экспонатам относится немецкий витраж первой половины XV века с изображением Святого Георгия. Образ Святого Георгия стал особенно популярен в искусстве Германии, начиная с XIII века он изображался почти так же часто, как Мадонна. Рисунок витража прост и лаконичен, он еще полностью подчинен законам готики. Интересны работы мастерской Фейта Хиршфогеля (Германия, Нюрнберг) - «Сусанна и старцы»; Михаэля Вольгемута (Германия, Нюрнберг) - «Святая Анна, Мария и Младенец Христос» (ок. 1500), «Святой Николай, благословляющий моряков» (ок. 1500).

XVI век явился важной вехой в истории витражей, которые становятся украшением не только храмов и часовен, но все чаще появляются в интерьерах частных домов и общественных зданий.
В это время главенствующее положение в этой области искусства заняла Швейцария. Швейцарские витражи отражали помимо традиционных библейских и евангельских сюжетов различные аспекты современной жизни страны, что делает их ценным историческим источником. Так, например, немаловажной статьей доходов Швейцарии того времени была поставка солдат-ландскнехтов в другие страны. Это нашло отражение в витражном искусстве. Подобные произведения рассказывают не только о характере вооружения и составе швейцарской армии, но и о развитии военной символики. Другим распространенным сюжетом было заключение брачных союзов. Эрмитажная коллекция обладает очень интересным собранием витражей швейцарской школы, в числе которых - «Витраж с изображением гербов» Иеронима Шпенглера, «Фортуна-Щитодержательница» Никлауса Вирта фон Виля. Прекрасный витраж мастерской круга Карла фон Эгери - «Знаменосец из Левенталя», исполненный по рисунку Ганса Гольбейна Младшего.

Экспозиция включает в себя интересные образцы витражного искусства, созданные мастерами Франции, Нидерландов. В эпоху Возрождения в этих странах уже существовали крупные центры по изготовлению расписных витражных стекол. На выставке представлены великолепные французские и нидерландские витражи на религиозные темы. Среди них: «Иаков и Рахиль» (Нидерланды, середина XVI века), «Договор Авраама с Богом» (Нидерланды, около 1532 г.), «Святая Варвара» (Франция, около 1508 - 1510 гг.) и другие.

Важной особенностью экспозиции стало включение в ее состав разнообразных по своему характеру и назначению подготовительных рисунков к витражам: это и графические листы, являющиеся проектными рисунками для кабинетных витражей, и рисунки, связанные с созданием монументальных церковных витражей.

Шедевром эрмитажного собрания является подготовительный картон для витража «Мадонна с младенцем», исполненный Альбрехтом Дюрером, - единственный дошедший до нас фрагмент обширного комплекса из 32-х композиций, заказанных мастеру для церкви в Нюрнберге.

Эрмитажная коллекция витражей XV-XX веков насчитывает около 400 образцов. Самые ранние памятники относятся к XV веку. Этим временем датированы немецкие расписные стекла, отмеченные чертами готического стиля, как например витраж с изображением св.Георгия. Несколько витражей приписываются известному мастеру XVI века Карлу фон Эгери. Представлены также отдельные образцы витражей конца XIX - начала XX века, исполненные в стиле модерн. Обширное собрание западноевропейского стекла знакомит с развитием художественного стеклоделия Италии, Испании, Фландрии, Германии, Чехии, Англии и Франции XV-XX веков.

Изделия из стекла - наиболее характерный вид итальянского прикладного искусства эпохи Возрождения. Уже в тринадцатом веке в Венеции стало развиваться производство стекла. Венецианское стекло, отмеченное особой, только ему присущей рафинированной и хрупкой красотой, составляет небольшую, но яркую коллекцию.

Очень своеобразно испанское стекло. В нем местные испано-мавританские традиции переплетаются с венецианскими. Эрмитаж обладает исключительной по полноте и разнообразию изделий коллекцией испанского стекла XVI - начала XVII века, включающей 230 предметов.

Широко представлены изделия Германии и Чехии XVII-XVIII веков: бокалы, кубки с крышками, стаканы, графины из бесцветного стекла, тончайшая гравировка и форма которых отражают особенности стилей барокко и рококо.

Из западноевропейского стекла второй половины XIX - XX века интересны образцы английского стекла, сосуды венского завода Лобмейера, американской фирмы Тиффани, образцы французского стекла производства Брокара, а также изделия мастерских братьев Даум, Э.Галле, парижских фирм Легра, Р.Лалика.

Государственный Эрмитаж, 2004.

0
Итого: 0 0.00 руб.
Нет выбранных товаров!