+7 (911) 238-34-94, +7 (921) 392-37-70
bestiffany@mail.ru




... ЕЩЕ НЕМНОГО О ТИФФАНИ

21.04.2010

Номер журнала: 1-2002
Рубрика: Световые истории
Автор статьи: Игорь Андреев


И все же искусство Тиффани по своей сути остается американским - сплавляющим в творческом горниле художественные стили разных времен и народов и основанным на новейших технических достижениях.


Свет и цвет - явления одного порядка. Именно свет рождает цвет, дарит свой спектр, который и окрашивает мир. Но электрическая лампа больше похожа на лабораторный сосуд, чем на источник горячего и прекрасного живого света. Как не вязалось это революционное изобретение с роскошными гостиными богатеющей Америки и процветающей Европы! Вызывающая нагота электрической лампочки превратилась в символ унизительной нищеты. Ее голое одиночество хотелось прикрыть, спрятать, украсить. И стремление это со временем вылилось в целое направление дизайна. Одним из первых художников, работавших в этой области, был знаменитый американец Луис Комфорт Тиффани. Именно он объединил свет и цвет.

Этот человек кое-что понимал в благородном сиянии. Сиянии бриллиантов. Через год после его рождения - в 1849 году - ювелирная фирма Чарльза Луиса Тиффани, его отца, начала закупку знаменитых африканских бриллиантов, а еще через год - в 1850 - она пополнила принадлежавшую ей коллекцию драгоценных камней французских королей бриллиантами Марии Антуанетты. (Много позже, в 1889 году, уже став всемирно известным художником, Тиффани-сын приобрел самый крупный в мире желтый бриллиант.)

Словом, сын и наследник американского короля ювелиров родился, как говорят, «с золотой ложкой во рту». Имя его отца, основавшего в 1814 году компанию «Тиффани Янг», уже к середине XIX века стало синонимом роскоши и красоты не только в Америке, но и в Европе - и остается таковым по сей день. Несомненно, Тиффани-старший, заработавший огромные капиталы своим умом и своим трудом (был он всего лишь внуком небогатого ирландского фермераиммигранта), обладал тонким художественным чутьем и незаурядным талантом бизнесмена. Впрочем, биографы отмечали еще и чрезвычайно скромный, почти аскетичный образ жизни Чарльза Луиса Тиффани, хотя «...даже Вандербильды считали его очень богатым человеком».

Сын же явно пошел не в отца. Луис не проявлял никаких склонностей к бизнесу, не хотел учиться в школе - так и не закончил ее. Но самое главное, он интересовался не драгоценными камнями, а... разноцветными стеклышками. Семья была всерьез обеспокоена поведением наследника великой ювелирной империи. А Луис, заинтересовавшись изобразительным искусством, стал брать уроки живописи, но и тут норовил выйти за пределы академических рамок, настаивая на своем понимании прекрасного. А потом, несмотря на сопротивление родителей,семнадцатилетний Тиффани-младший отправился искать себя в Европу. В Париже его поначалу увлек входивший в моду восточный стиль - ориентализм, который проповедовал его новый учитель Л. Бейлли. Под его влиянием Тиффани изучал первоисточники этого искусства в Африке, Испании, Египте. Но наиболее важным - ключевым - оказался для него опыт тщательного изучения раннехристианских мозаик в Равенне (Италия) и витражей собора Шартрез (Франция). Величественная и бурная художественная жизнь Парижа не позволяла успокоиться, остановиться на чем-то одном. В эти годы Тиффани присоединяется то к одним, то к другим группам известных художников. Первые работы Луиса написаны под влиянием импрессионизма, но в 1878 году, сразу после выставки его пейзажей, он неожиданно меняет область своих интересов и обращается к ар нуво. На принятие этого решения повлияло творчество Уильяма Морриса (многие считают его основоположником английского направления ар нуво) и то эстетическое потрясение, которое испытал Тиффани во время своих многочисленных путешествий, знакомясь с произведениями африканского и европейского прикладного искусства. И все же искусство Тиффани по своей сути остается американским - сплавляющим в творческом горниле художественные стили разных времен и народов и основанным на новейших технических достижениях. Причем сплавляющим в буквальном смысле. Тиффани создает уникальное многоцветное «фаврильское» стекло с металлическим отливом, способ изготовления которого держит в секрете. Экспериментировать со стеклом Луис начал еще юношей, а к 35 годам уже стал автором новых и оригинальных способов отливки, обработки и окраски стекла.

Слава и заказы не заставили себя долго ждать. В 1882 г. Тиффани декорирует Белый Дом - резиденцию президентов США - и апартаменты многих известных людей того времени. В свои проекты он включает и оригинальное освещение помещений. Для Национального театра в Мехико-Сити (Мексика) Тиффани создает необыкновенный стеклянный занавес весом в 20 тонн. А в 1893 г. на Всемирной выставке в Чикаго Тиффани за свои изделия из стекла получает все предусмотренные оргкомитетом награды.

Но все-таки настоящая мировая слава пришла к художнику в 1900 г. после Всемирной выставки в Париже, где он представил свое главное достижение - лампы и вазы Тиффани. Они затмили его же знаменитый витраж «Четыре сезона», изображающий геральдический символ США - бесстрашного морского орла, распростершего крылья над девизом «Благосостояние, Свобода и Процветание». (Или, может быть, точнее будет сказать, что в лучах ламп Тиффани ореол славы «Четырех сезонов» несколько поблек.) После этой выставки работы Тиффани начали приобретать уже европейские музеи.

Лампы Тиффани - это прежде всего необычайное и присущее только им сочетание цвета и света. Они и стали символом его обширного художественного репертуара. Лампы открыли перед художником возможность применить практически все его основные достижения - световые эффекты и радугу внутренней игры и переливов цвета. При создании своих светильников Тиффани одновременно решал проблемы комбинирования элементов внутреннего дизайна помещения и его освещения, поиска утонченного баланса и органического единства между функциональным предназначением предмета и его красотой. Выстраивание орнамента на его витражных лампах напоминает выращивание редких цветов и создание экзотических ландшафтов.

Интересы прославленного художника были поистине обширны - от создания отдельных предметов искусства до полного оформления внутреннего убранства пом е щ е н и й , включая мебельные магазины, художественные и антикварные салоны, студии керамики, ювелирные ателье, мастерские для работ по металлу и многое другое. При этом холдинг Тиффани производил не только предметы высокого искусства, но и изделия повседневного пользования, которые всегда сохраняли отблеск индивидуального, штучного производства.

Число подражателей и имитаторов Тиффани непрерывно росло, многие его ученики создавали собственный бизнес. Мартин Бах и Томас Джонсон начали изготовление произведений из стекла в стиле «кветрас», названном по имени южноамериканской птицы с роскошным многоцветным мерцающим плюмажем. Под влиянием Тиффани «Стьюбен Гласс Уоркс» приступила к производству в Нью-Йорке декоративного глянцевого стекла для люстр. Джозеф Вебб, работая на фирму «Финикс Гласс Компани», с большим успехом начал выпуск «жемчужного атласного стекла».

В элегантных демонстрационных залах Тиффани выставлялись не только его работы, но и, например, керамика от Роквуд Поттери (Цинцинатти, Огайо). Особым успехом пользовались выставки изделий из серебра в японском стиле, изображающих растения и цветы.

Но непререкаемым шедевром стал дом самого Тиффани в Остер Бей (Нью-Йорк), напоминающий восточный сераль с садом, внутренними двориками, фонтанами и бесконечными, непрерывными стеклянными многоцветными витражами, окнами и оконцами в стиле «арабских ночей» и, конечно же, светильниками - знаменитыми лампами Тиффани.

Сегодня Тиффани считается крупнейшей фигурой в искусстве начала ХХ века, а лампы его - главной темой во всем многогранном творчестве художника. Во многих антикварных магазинах Старого и Нового Света можно и ныне увидеть яркие, словно из стеклянных лоскутков собранные «лампы Тиффани». Но скорее всего это подделки или копии. Подлинные работы художника - редкость, и их стоимость порой доходит до миллиона долларов. Случилось так, что цветные стеклышки Тиффани-сына со временем сравнялись в цене с бриллиантами его отца, а порой и превзошли их. И, конечно же, ни одна из копий не может сравниться по красоте с волшебными лампами самого Тиффани. Тем более что секрет изготовления чудесного стекла мастер унес с собой.

0
Итого: 0 0.00 руб.
Нет выбранных товаров!