+7 (911) 238-34-94, +7 (921) 392-37-70
bestiffany@mail.ru




28.06.2010

 









 

Эмиль Галле 1846 - 1904

Одним из вдохновителей и идеологов короткого и поэтичного стиля Модерн, или Ар Нуво стал Эмиль Галле. Он родился в 1846 г. в городе Нанси (Лотарингия, Франция), который еще с XVIII в. славился производством стекла. Его отец Шарль Галле был владельцем небольшой стеклодувной мастерской. Своего талантливого сына Шарль отправил учиться за границу, откуда тот вернулся окрепшим художником и настоящим мастером своего дела - он освоил множество техник работы по стеклу: резьба, аппликация, инкрустация, металлическая кристаллизация, сплавление и др. Во многом младший Галле прославился именно благодаря виртуозному сочетанию самых разнообразных технологий обработки стекла.
С 1880 г. семейная фабрика участвовала во Всемирной Промышленной выставке в Париже и даже была отмечена жюри за высокое качество продукции, но тогда Галле работали в русле общей моды и ничем особенным еще похвастаться не могли.

Уже в 1889 г Эмиля Галле ожидал большой успех на парижской выставке: он продемонстрировал работы, выполненные в уникальной технике. Он первым освоил японское многослойное стекло (3-5 слоев стекла разного цвета) и применил к нему травление кислотой. Результат почти всегда был непредсказуем и каждое изделие - неповторимо. Травленое стекло Галле произвело фурор и обеспечило его предприятию большое количество заказов.

Но на этом мастер не остановился, и уже через год, в 1890, получил на той же выставке Большой Приз, а также звание мэтра французского стеклоделия, которое закрепилось за ним надолго. Более того, появилось понятие «стиля Галле».

В 1894 Галле приобрели еще несколько фабрик в Нанси и поставили производство на поток. В чем же был секрет такого успеха? Прежде всего - в личности самого Эмиля, который сумел необыкновенно точно почувствовать эпоху, изменения художественного вкуса и найти точное выражение идей нового искусства.
На рубеже веков человек оказался в новой среде - в мире промышленности, где критерий практичности становился решающим. Ответом на такое притеснение искусства стал стиль, называвшийся во Франции Модерн, в Италии - Либерти, Югендстиль - в Германии, Модерн - в России. Он окончательно оформился в 1890 и просуществовал лишь до 1914 г. Трудно себе представить, каким бы он стал без славного имени Галле. К 1890 г. модерн уже провозгласил главный принцип - каждая вещь, используемая человеком, должна быть красивой, более того, должна являться произведением искусства. Особенно внимание модернистов сосредоточилось на интерьере (мой дом - моя крепость) и его элементах - предметах ремесленного производства и прикладного искусства. Во многих государствах обратили свои взоры на уже существующую народную традицию и черпали вдохновение из фольклора - новую жизнь обрело венецианское стекло, русская эмаль и пр. В других странах обратились к экзотическим мотивам, особенно к восточным. Кстати, и Галле на ранних этапах работал с этими мотивами.

Художникам этого времени была близка мистика средних веков и поэзия античных мифов. Все загадочное, чарующее и необычное вообще было в большом почете со времени символистов. Но именно Галле смог найти универсальный язык, - он обратился к природе, вечному источнику вдохновения, но увидел ее совсем по-новому. Цветы Галле не переплетались в строгие гирлянды и не укладывались в изысканные букеты: они произвольно и естественно ложились на полотно стекла. Подсветка изнутри и богатство палитры придавали загадочность и своеобразность его произведениям. Пейзаж, стрекозы, жуки, мотыльки, цветы были не просто красивы, но и несли в себе символический подтекст, говоря о хрупкости и недолговечности, непостижимости, изменчивости прекрасного.
Так Галле в 1901г стал идеологом и основателем школы Нанси, без которой уже немыслим Модерн. В этот, по сути, концерн вошли стеклоделы, в том числе братья Дом, резчики по дереву, мастера, работавшие по металлу и др. Такое объединение воплотило в реальность мечту модерна - синтез искусств, которые дополняли и обогащали друг друга.

Популярность Галле была понятна - он предлагал очень необычные и высокохудожественные изделия.
Символы на его вазах и лампах были просты и понятны - в орнаменте встречались строки стихов («говорящее стекло»), лебеди, бабочки, орхидеи, чертополох, ирисы, лилии, розы. Необходимо отметить, что все растения Эмиль Галле изображал с большой точностью, поскольку сам был хорошим ботаником. Особенно он любил орхидею за нежную красоту и одновременно грозную силу яда - этот цветок очень часто встречается в работах мастера.
Именно Галле впервые предлагает производство стеклянных ламп. Что может быть загадочнее и символичнее всегда меняющегося света? Идея витража уже активно использовалась в новом стиле, она была заимствована из Средних веков, так будораживших тогда фантазию художников. Но подсветить рисунок искусственным и очень модным тогда электрическим светом пришло в голову именно Эмилю Галле. Пейзажи, стрекозы, птицы, бабочки и летучие мыши на таких лампах почти оживали - стоило сменить ракурс рассмотрения, как картина, движение и цвет менялись. Именно этого ждал модерн.
Так великий мастер, как никто другой, сумел объединить технические и научные изобретения с новой идеей, а также нашел универсальный и понятный художественный язык - язык природы и символов. Этим он очаровал и покорил современников.
В 1897 г. Галле запатентовал еще одну технику - Маркетри - т.е. своего рода наклейки из одного стекла на другое - так он достиг эффекта разнофактурности.

В 1904 г. Э.Галле внезапно скончался, так и не успев окончательно опробовать новую технологию обработки стекла. Его дело было продолжено когда-то конкурентами, а теперь ближайшими сподвижниками - Огюстом и Антоненом Дом. Они умели чутко реагировать на смену художественного вкуса, не нарушая эстетики своего учителя.
Работы великого мастера своего времени Галле сегодня являются блестящими украшениями самых изысканных частных коллекций и знаменитых музеев, таких как Эрмитаж, Галерея Маклоу в Нью-Йорке, и музей дОрсэ в Париже.

Ваш заказ (0 шт.)
Итого: 0 шт.0.00 руб.
Нет выбранных товаров!