+7 (911) 238-34-94, +7 (921) 392-37-70
bestiffany@mail.ru




Витраж в России

28.06.2010

В России собственное оконное стекло появилось в середине XVII века когда в 1639 году швед Антон Койет, унаследовав дело отца, завёл в селе Духанино Дмитровского района «скляничный» завод. Размеры предприятия, на котором работало не более 6 или 8 мастеров, не позволяют говорить хоть о каком либо серьёзном производстве, но тем не менее, завод выпускал оконное стекло и скляницы и химическую посуду для Аптекарского приказа. И конечно, ещё многие годы оконное стекло оставалось привозным товаром. Ещё более редким было цветное стекло. Расписные стёкла и витражи встречаются в домах только наиболее богатых и знатных фамилий. Князей Галицыных, боярина Нарышкина, в Коломенском дворце и «Крестовой палатке» патриарха Филарета. Так, например, в своё время Пётр I привёз из Нарвы витражи в подарок Кириллу Нарышкину. Позднее эти витражи оказались в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.

Но в храмовом интерьере использование витражей было явлением совершенно исключительным, буквально единичным. Во-первых, природно-климатические условия, да и совершенно иная архитектура православного храма, в отличии от католического, не способствовали появлению витража в интерьере церкви. Во-вторых, отсутствовала православная традиция писания иконы на «стекле» ввиду хрупкости и недолговечности последнего, а значит и образа на нем изображённого. В храмах XVII - XVIII века можно было встретить «художественное остекление», когда в переплёты оконных рам вставлялось цветное стекло, либо сам оконный переплет представлял из себя рисунок православного восьмиконечного креста, как например в церкви царевича Дмитрия «на крови», в Угличе.

Во время царствования Екатерины II возводятся, по проекту архитектора Фельтена, несколько зданий в Санкт-Петербурге в псевдоготическом стиле с витражными окнами, но более детальной информации, кроме упоминания о этих постройках, до нашего времени не дошло.

Классицизм XIX века, с его ордерной пластикой, грандиозной объемностью и стандартным набором внутренних планировок практически исключил, как впрочем и не только в России, применение витража с его приглушённостью света, мягкостью и абсолютной несовместимостью с жёсткостью ордера. Лишь возрождение витражного искусства в Англии и Франции, о чём уже говорилось выше, повлекло, с некоторым отставанием, и развитие российского витража.

Период эклектики, «многостилья», с его увлечением готикой, породил псевдоготическую архитектуру с её обязательным витражным окном. Одной из первых построек этого времени стала церковь Святого Александра Невского в Петергофе построенная в 1833 году по проекту архитектора К.Ф.  Шинкеля окна которой украсили витражи. Появляется башня-часовня в Царском селе. Павильон «Ферма» построенный в 1834 году в Павловске архитектором Карлом Росси, автором Михайловского дворца, ныне Русский музей и архитектурного ансамбля Дворцовой площади в СПб. Вслед за появлением витража в интерьерах императорских дворцов он перетекает в убранство дворянских особняков, при этом оставаясь, конечно, чрезвычайно дорогим предметом роскоши.

Общие тенденции развития архитектуры привели к некоторому отступлению от канонизированного построения православного храма. Появляется круглая в плане церковь по схеме античной ротонды, где часто, в окна купола - люкарны, устанавливались жёлтые стёкла с изображением Всевидящего ока. Как например, в церкви Спаса Нерукотворного образа при Главных Дворцовых конюшнях. И наконец, одобрение Священным Синодом установки огромной запрестольной стеклянной иконы в алтарном окне главного соборного храма российской империи - Исаакиевском соборе Петербурга окончательно утвердило витраж в православном зодчестве. Витраж Исаакиевского собора «Вознесение Христа» был выполнен по проекту архитекторов храма Августа (Огюста) Монферрана и Лео фон.Кленце. Витраж выполнен в 1843 - 1847 гг. по рисункам немецкого художника Генриха Мария фон Гессе мастером Артуром Айнмиллером Мюнхенской «Мастерской живописи по стеклу» при Королевской фарфоровой мануфактуре. Витраж размером 9 х 3 метра комбинированным методом, в котором, помимо росписи обжиговыми красками применена механическая шлифовка абразивом, с помощью которой, утончая стекло, осветляли базовый цвет до нужного тона. Впоследствии этот витраж выступал как образцовый иконографический тип для многих церквей России.

Витраж «Вознесение Христа» в Исаакиевском соборе.
Рис. Витраж «Вознесение Христа» в Исаакиевском соборе.
0
Итого: 0 0.00 руб.
Нет выбранных товаров!